Ту-95МС «Медведь» — стратегический бомбардировщик-ракетоносец

73bb449899330d0444264b8d55f59ddb


Ту-95МС «Медведь» — стратегический бомбардировщик-ракетоносец

К началу 1950-х гг. СССР имел в своем арсенале сотни дальних бомбардировщиков Ту-4 с поршневыми двигателями. Первоначально предполагалась замена их на бомбардировщик Ту-85 также с поршневыми двигателями, но их время уже ушло. Появилась проблема, какой двигатель ставить на будущий бомбардировщик — ТРД или ТВД? Первый обеспечивал большую скорость, второй — большую дальность. Расчеты показали, что наиболее приемлемым для получения наибольшей дальности является вариант с четырьмя ТВД, хотя руководители Авиапрома и командование ВВС настаивали на использовании ТРД.

Ту-95МС «Медведь» — видео

Ранее, 24 марта 1951 г., официальное задание на разработку дальнего бомбардировщика М-4 получило вновь образованное ОКБ-23 В.М. Мясищева. Коллектив А.Н. Туполева знал о работах по М-4 и готов был включиться в конкурентную борьбу. Беседа А.Н. Туполева со И.В. Сталиным привела к форсированию в ОКБ работ по новому бомбардировщику, получившему шифр «95». Наиболее мощный турбовинтовой двигатель ТВ-2 в то время существовал в ОКБ-276 Н.Д. Кузнецова в Куйбышеве. Одновременно в ОКБ-276 приступили к разработке двигателя ТВ-12 мощностью уже в 12000 э.л.с., который мог быть готовым только через 1,5—2 года. Такой срок не удовлетворял А.Н. Туполева, и он лично летит в Куйбышев к Н.Д. Кузнецову. Разобравшийся на месте А.Н. Туполев решает закладывать проект в двух вариантах: первый — под спарки ТВ-2Ф, второй — под перспективный ТВ-12.

Спарка двух ТВ-2Ф мощностью 12000 э.л.с. как раз удовлетворяла А.Н. Туполева. Самым сложным агрегатом этого двигателя был редуктор, не имеющий аналогов ни в СССР, ни в мире. Были использованы двухсоосные винты. Официальное начало работ по дальнему бомбардировщику Ту-95 было определено с постановлением правительства от 11 июля 1951 г. Уже через четыре дня приступили к эскизному проектированию самолета. 31 октября 1951 г. проект получил положительное заключение технического комитета ВВС. В ноябре 1951 г. куйбышевский завод получил задание приступить к серийному производству самолета «95», который еще не сделал и первого полета. Первый полет самолета «95-1» состоялся 12 ноября 1952 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем А.Д. Перелетом. 11 мая 1953 г. самолет потерпел катастрофу, в связи с загоранием третьего двигателя на высоте 7300 м. Четверо человек погибли, среди них и А.Д. Перелет, семерым удалось спастись. Планер самолета «95-2» был готов еще в ноябре 1952 г., и только в декабре 1954 г. установили новые двигатели.

Первый полет «95-2» совершил 16 февраля 1955 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем М.А. Нюхтиковым. Заводские испытания продолжались почти год. Во время этих испытаний самолет «95-2» выполнил полет на дальность — 15 040 км. После установки на самолет двигателей НК-12М он получил обозначение Ту-95М, дальность полета достигла — 16 750 км. В сентябре 1957 г. самолет принимается на вооружение. Он и сейчас еще находится на вооружении, за это время самолет неоднократно модернизировался. Первые бомбардировщики стали поступать в войска с 1956 г. Со второй половины 1950-х гг. самолеты постоянно находились на боевом дежурстве с ядерными бомбами, готовые в любой момент взять курс на США. Ту-95 с ядерным оружием на борту в воздух не поднимались.

Тактико-технические характеристики Ту-95МС «Медведь»

Экипаж, чел.
7

Двигатель, тип х кол, название
ТВДх4, НК-12МП

Тяга, э.л.с.
15 000

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
50,04/289,9

Длина самолета / высота самолета, м
49,13/13,3

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
182 500/94 400

Полезной нагрузки, кг
20 000

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
830/550

Практический потолок, м
12 000

Максимальная дальность, км
10 500

Вооружение: название, число х калибр, мм
ГШ-23, 2×23

Основные модификации самолета Ту-95:
Ту-95М — модернизированный вариант с ТВД НК-12М;
Ту-95МР, Ту-95РЦ — разведчик, самолет разведки и целеуказания;
«96» — опытный высотный бомбардировщик, модификация Ту-95;
Ту-95К, Ту-95К-22, Ту-95МС — самолеты-ракетоносцы;
Ту-142 — базовый самолет противолодочной обороны;
Ту-116 — пассажирский самолет для специальных перевозок;
Ту-114 — дальнемагистральный пассажирский самолет.

Кабина пилотов Ту-95МС «Медведь»

Фото Ту-95МС «Медведь» в сопровождении «Еврофайтер Тайфун» (EF2000)

SergTovar