Авиация | Vulcan

Главная

  →  Бомбардировщики

  →  Vulcan

 

 

Работы над проектом тяжелого самолета — носителя ядерного оружия на фирме Авро начались в 1947 году под руководством главного конструктора Р.Чедика. Министерство авиации Великобритании поставило целый ряд довольно жестких требований к будущей машине. Нужно было обеспечить большую грузоподъемность, большую высоту и дальность полета, высокую дозвуковую скорость. При этом самолет должен был иметь массу не более 45360 кг и взлетать с существующих в империи аэродромов. Конструкторская группа фирмы пришла к выводу, что самолет обычной схемы не сможет вписаться в отведенные весовые нормативы. В связи с этим после тщательного изучения различных схем была выбрана схема самолета с треугольным крылом. Такое крыло обладает большой внутренней емкостью для размещения двигателей, шасси и топливных баков и позволяет максимально снизить сопротивление воздуха, обеспечивает необходимую жесткость конструкции и хорошие взлетно-посадочные характеристики.

 

Разработка проекта бомбардировщика была закончена к концу 1947 года. До этого ни один самолет с треугольным крылом в воздух не поднимался. С целью получения необходимых экспериментальных данных, кроме продувок в аэродинамической трубе, была организована постройка и полеты летающих моделей разрабатываемой машины в одну треть величины. Окончательные основные размеры бомбардировщика «тип 698» определились в апреле 1950 года, тогда же было начато строительство первого опытного образца. Это самолет сн ачала имел силовую установку, состоящую из четырех турбореактивных двигателей Роллс Ройс «Эвон» R.A. 3 с тягой 2950 кгс каждый. Первый полет он совершил 30 августа 1952 года. Позднее двигатели заменили на более мощные фирмы Армстронг-Сиддли «Сапфир» A. S. Sa.6 с тягой 3640 кгс каждый. Вскоре ему присвоили название «Вулкан». В 1952 году, не дожидаясь результатов испытаний, Министерство авиации заказало 25 бомбардировщиков этого типа. Год спустя, 3 сентября 1953 года, было проведено первое летное испытание второго прототипа. Он отличался формой воздухозаборников и установкой ТРД Бристоль «Олимп» с тягой 4300 кгс каждый.

 

Летом 1954 г. этот самолет в одном из полетов при заходе на посадку потерпел аварию. Во время ремонта его частично модернизировали, усилив конструкцию крыла. Так же заменили двигатели. В феврале 1955 года был облетан первый серийный «Вулкан» B Mk1. Но его летные характеристики не в полной мере удовлетворяли заказчика. Поэтому конструкторский коллектив фирмы продолжал совершенствовать машину. Была изменена передняя кромка крыла, установлена система автоматического повышения устойчивости. Двигатели заменены сначала на турбореактивные «Олимп» 102, а потом на «Олимп» 104. Самолет имеет фюзеляж круглого сечения, состоящий из нескольких секций. В носовой расположена гермокабина экипажа. В средней части оборудован бомбоотсек длиной около 8,5 м. В толстой корневой части крыла расположены четыре турбореактивных двигателя. Треугольное крыло обеспечивает хорошие взлетно-посадочные характеристики. Весьма большие плоскости управления с бустерным приводом включают состоящие из нескольких секций элероны, расположенные на внешних частях крыла, и рули высоты, расположенные ближе к фюзеляжу. Первоначальное число заказанных «Вулканов» возросло до 45.

 

Летом 1957 года первая эскадрилья этих бомбардировщиков заступила на боевое дежурство. По своим тактико-техническим характеристикам «Вулкан» B Mk1 относился к носителям ядерного оружия средней дальности. Он превосходил Ту-16 и B-47, но в отличии от них не имел оборонительного вооружения, что делало его беззащитными от атак истребителей ПВО. Необычная форма английского бомбардировщика, как выяснилось, давало дополнительное преимущество о котором ранее даже не задумывались. Оказалось, что «Вулканы» имеют пониженную радиолокационную заметность для РЛС, что в дальнейшем и было использовано в передовых технологиях самолетостроения.

 

Практически сразу же начались работы по модернизации бомбардировщика в носитель управляемых ракет. Первый такой самолет, получивший обозначение «Вулкан» B Mk2, был построен в июле 1958 года. Он получил более удлиненное крыло с увеличенными воздухозаборниками, новые двигатели, усиленное шасси и более совершенное оборудование. Была установлена и система дозаправки самолета топливом в воздухе. Под фюзеляж можно было подвесить одну УР «Блю Стил». С конца 1960 года экипажи «Вулкан» B Mk2 приступили к несению боевого дежурства. С вводом в строй всех английских ПЛАРБ с «Вулканов» сняли задачи по поражению стратегических объектов в глубине территории Советского Союза, одновременно перенацелив большую часть экипажей на решение оперативно-тактических задач. Для этого была проведена модернизация. В частности, установлена система огибания земной поверхности, что позволило выполнять полеты на сверхмалых высотах. «Блю Стил» с вооружения сняли, оставив свободнопадающие ядерные и обычные бомбы.

 

Боевую эффективность «Вулканов» удалось проверить в ходе англо-аргентинского конфликта в 1982 году. Несколько бомбардировщиков, перелетев из метрополии на остров Вознесения в Атлантическом океане, совершили налеты на Порт Стэнли, где их главной целью стали аэродром и аргентинские РЛС. Каждый бомбардировщик мог взять 21 бомбу массой до 450 кг каждая. Полет до цели занимал 15 часов. За это время приходилось делать несколько дозаправок от самолетов-заправщиков «Виктор». Полностью выполнить задачу бывшим стратегическим бомбардировщикам так и не удалось. Видимо это окончательно убедило руководство Министерства авиации в решении снять «Вулканы» с вооружения, что и было сделано в конце 1982 года. Один бомбардировщик «Вулкан» принял участие в съемках одной из серий фильма по книге Флеминга о приключениях суперагента 007 Джеймса Бонда. Злоумышленники угнали самолет Королевских ВВС, который должен был совершать тренировочный полет с атомным оружием на борту. К моменту съемок самолет перестал быть секретным оружием и командование позволило отснять боевую машину на авиабазе.

 

Тактико-технические характеристики:

 

Тип двигателя:
4 Rolls-Royce (Bristol Siddeley) BO1.21 Olympus Mk.301

Размах крыла, м:
33.83

Длина самолета, м:
30.45

Высота самолета, м:
8.28

Площадь крыла, м2:
368.3

Тяга нефорсированная, кгс:
4×9070

Максимальная скорость, км/ч:
1006

Крейсерская скорость, км/ч:
982

Практическая дальность, км:
10000

Боевой радиус действия, км:

без дозаправки — 3700

с дозаправкой — 4630

на малой высоте — 2780

Практический потолок, м:
19000

Экипаж, чел.:
5

SergTovar