Авиация | Ту-22У

Главная

  →  Бомбардировщики

  →  Ту-22У

 

 

Разработка учебной модификации сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 началась в ОКБ-156 А. Н. Туполева в 1961 году. В 1962 году был изготовлен прототип (переделан серийный Ту-22Р № 601). 4 ноября начались его заводские испытания, которые продолжались до 12 июня 1963 года. Государственные испытания проводились с 23 июня 1963 года до 18 августа 1965 года. Не дожидаясь их завершения, в 1963 году авиазавод № 22 в Казани приступил к серийному производству. Принят на вооружение в декабре 1968 года.

 

Ту-22У построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41′ по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7 М (позже РД-7 М²). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Кабина лётчика-инструктора со вторым управлением размещалась на месте радиста и имела выступающий вверх фонарь. Катапультное кресло инструктора получило более мощный стреляющий механизм. Кормовая пушечная установка отсутствовала. На модификации Ту-22УД установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа «шланг-конус».

 

Всего изготовлено 46 самолётов Ту-22У (включая 2 опытных). Поставлялся на экспорт в Ирак и Ливию. После распада СССР несколько самолётов досталось Украине.

 

Тактико-технические характеристики:

 

Двигатели:
ВД-7 М

Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная — 2×10500

на форсаже — 2×16000

Габариты, м:

размах крыла — 23,646

длина — 41,6

высота — 10,13

Площадь крыла, м2:
162,25

Масса, т:

пустого — 43,58

взлётная нормальная — 69

взлётная максимальная — 85

Запас топлива, т:
40,8

Скорость, км/ч:

максимальная — 1387

крейсерская дозвуковая — 950–1000

крейсерская сверхзвуковая — 1200–1300

Время набора высоты 10000 м, мин.:
18,8

Дальность полёта максимальная, км:
5130

Практический потолок, м:
13250

Длина разбега, м:
2270

Длина пробега, м:
1350

Экипаж, чел.:
3

SergTovar