Авиация | Ту-22М

1c64c93c1ab262b5ecaf06e10cad3bfe

Главная

  →  Бомбардировщики

  →  Ту-22М

 

 

В 1969 г. летчиком-испытателем В. Боровым был поднят в первый полет новейший сверхзвуковой бомбардировщик, созданный в АНТК им. А. Н. Туполева. В 1976 г. новый бомбардировщик, получивший обозначение Ту-22 М, был принят на вооружение ВВС СССР. В 1978 г. появилась новая модификация Ту-22 М², отличающийся несколько измененными воздухозаборниками и установкой в хвостовой части двух двуствольных пушек ГШ-25. В 1981 г. был принят на вооружение Ту-22 М³. Он был оборудован новыми воздухозаборниками, напоминающими по конструкции воздухозаборники самолета МиГ-25, новым бортовым электронным оборудованием и измененным оборонительным вооружением (двухствольная пушка ГШ-23 М с вертикальным блоком стволов и увеличенной скорострельностью до 4000 выстр./мин). Ту-22 М³ предназначен для поражения наземных и морских целей сверхзвуковыми ракетами и авиабомбами днем и ночью в любых метеоусловиях. Для этих целей самолет оснащен мощным бортовым электронным оборудованием, включающим в себя РЛС большой мощности, обеспечивающей обнаружение наземных и морских целей, оптико-электронный бомбардировочный прицел ОПБ-15, инерциальную навигационную систему, активную и пассивную системы РЭБ. Связь обеспечивается двумя УКВ радиостанциями Р-832 М, одной КВ радиостанцией Р-846 и засекречивающей аппаратурой связи. В зависимости от поставленных задач Ту-22 М³ может использоваться как со смешанной подвеской бомб и ракет (5000 кг бомб в бомбоотсеке и 1 УР Х-22 на наружной подвеске) , так и в варианте чистого ракетоносца или бомбардировщика. На Ту-22 М устанавливаются мощные ТРДДФ. В форкиле размещается вспомогательная силовая установка ТА-6, обеспечивающая запуск ТРАА и электропитания БРЭО независимо от аэродромных источников. Самолет оборудован системой спасения экипажа КТ-1. Катапультирование может быть как принудительным для всех, так и индивидуальным для каждого, когда любой член экипажа самостоятельно и в разное врем покидает самолет. Ту-22 М³ имеют хорошие взлетно-посадочные и разгонные характеристики. Шасси трехстоечное, со сдвоенными баллонами. Основное шасси — трехосное, носовое — одноосное. В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений, подписанным между СССР и США, Ту-22 М лишили системы дозаправки в воздухе, за это американцы согласились не причислять его к классу стратегических бомбардировщиков. В 1992 г. самолет Ту-22 М³ был представлен общественности на международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) , где получил высочайшую оценку специалистов. Самолетов такого класса не имеют ВВС ни одной страны, кроме России. Ту-22 М² и Ту-22 М³ в 1987—1988 гг. участвовали в разблокировании окруженного моджахедами города Хоста. В октябре 1988 г. Ту-22 М5, прикрывая вывод советских войск из Афганистана, широко применяли тяжелые бомбы ФАБ-1500 и ФАБ-3000. На 1992 г. в ВВС СНГ насчитывалось 380 Ту-22 М² и Ту-22 М³. С 1992 г. самолет Ту-22 М³ с полным комплектом вооружения предложен на продажу зарубежным странам. В настоящее время Ту-22 М³ является основным бомбардировщиком средней дальности Российских ВВС.

 

Тактико-технические характеристики:

 

Модификация:
Ту-22 М²

Размах крыльев, м:
34.28

Длина, м:
41.46

Высота, м:
11.05

Площадь крыла, м2:
183.60

Взлетная масса, кг:

нормальная — 121000

максимальная — 126400

Тип двигателя:
2 ДТРДФ НК-22

Тяга, кгс:
2×22000

Максимальная скорость, км/ч:
1800

Скорость с УР Х-22 М, км/ч:
1660

Практическая дальность, км:

дозвуковая — 5100

сверхзвуковая — 1630

Боевой радиус действия, км:
2200

Практический потолок, м:
12600

Экипаж, чел.:
4

Ту-22 М² — с двигателями НК-22. Мог нести до 3 ракет Х-22 М или до 24 т бомб.

SergTovar