Авиация | B-52

2e0c28f46451eea967a9f4d985cc398a

Главная

  →  Бомбардировщики

  →  B-52

 

 

 

Весной 1992 г. с американской авиабазы Барксдейл (штат Луизиана) взлетели два самолета B-52G, взявшие курс на Россию. Через 12 часов, пройдя Атлантический океан и дозаправившись топливом в воздухе над Англией, они появились над Рязанью. Так спустя 40 лет после создания стратегический бомбардировщик В-52 впервые осуществил перелет, для которого и предназначался. Это был дружественный визит в связи с 50-летием дальней авиации России. Вряд ли конструкторы фирмы Боинг, разрабатывавшие этот знаменитый тяжелый самолет, который долгое время олицетворял военную мощь США, могли предположить, что их «детище» будет встречено в российском небе столь гостеприимно.

 

Первый из трех предсерийных самолетов В-52А, предназначенных для эксплуатационных испытаний, совершил полет 5 августа 1954 г. Всего к концу 1962 г. было построено 744 самолета различных модификаций. Несколько из них были переоборудованы в варианты GB-52G, GB-52D и ОВ-52Р для использования при наземной подготовке экипажей. Вариант NB-52 использовался в качестве носителя экспериментального гиперзвукового самолета Норт Америкен Х-15. Модифицированные В-52 применялись также как носители аппаратов с несущим корпусом HL 10/M2F3/X-24 (предшественников ВКС «Спейс Шаттл») и (с середины 1960-х годов по 1973 г.) беспилотного разведчика Локхид D-21, для обеспечения бездушного старта крылатой ракеты-носителя «Пегас» и в качестве летающих лабораторий.

 

Первая водородная бомба была сброшена с В-52 21 мая 1956 г. Самолет продемонстрировал высокие характеристики в ряде рекордных полетов. Были выполнены беспосадочные полеты вокруг североамериканского континента и через северный полюс дальностью 27000 км. 18 января 1957 г. три бомбардировщика В-52 совершили кругосветный полет, преодолев расстояние в 39750 км за 45 ч 19 мин при средней скорости 850 км/ч.

 

Часть самолетов В-52 много лет несла постоянное дежурство на аэродромах в состоянии готовности к взлету с ядерным оружием на борту. К 1988 году число авиабаз с бомбардировщиками В-52 уменьшилось до 12.

 

К началу 1990-х годов на постоянном боевом дежурстве находилось 40 стратегических бомбардировщиков В-52 и В-1.

 

В сентябре 1991 г. президент США Дж. Буш объявил об их снятии с дежурства в состоянии готовности к ядерному удару.

 

В-52 создавался как высотный бомбардировщик для атак с использованием свободнопадающих ядерных бомб. В силу большой мощности ядерных зарядов высокая прицельность не имела решающего значения, но самолет все же был оснащен оптическим прицелом.

 

Рабочая высота полета В-52 была на треть, а крейсерская скорость примерно вдвое выше, чем у поршневого В-29. Это существенно повышало выживаемость самолета. С этой же целью он был снабжен ракетами — ложными целями ADM-20 «Куэйл» и вооружен УР Норт Америкен AGM-28 «Хаунд Дог», предназначенными для огневого подавления ЗРК с последующим поражением стратегических целей ядерными бомбами. Для ухода на малые высоты полета потребовалось внести 120 изменений для упрочения конструкции. Однако и при этом самолет не может считаться маловысотным. Несмотря на высокую (более 500 кг/м2 при массе 190 т) удельную нагрузку на крыло, большое удлинение крыла и сравнительно малая жесткость конструкции приводят к тому, что машина сильно реагирует на порывы ветра.

 

В-52 — бомбардировщик нормальной схемы с высокорасположенным крылом, 8 двигателями в спаренных гондолах и велосипедным шасси. Назначенный ресурс планера вариантов B-52D и F — 6000 ч, В-52 G/H -12500 ч. Крыло имеет угол установки 8°, угол поперечного V равен 2°, угол стреловидности по передней кромке 37°. Крыло цельнометаллической конструкции кессонное с двумя балочными лонжеронами. Фюзеляж — типа полумонокок, имеет овальное поперечное сечение с плоскими боковыми стенками. В передней части расположена герметическая двухпалубная кабина экипажа, состоящего из 6 человек. Она невысока и нс позволяет встать в полный рост. Фюзеляж B-52G/H усилен за счет установки новой перегородки между хвостовой и центральной секциями, новой обшивки хвостовой секции и модифицированной центральной секции.

 

Геометрические размеры различных вариантов самолета оставались неизменными за исключением уменьшения высоты киля и удлинения фюзеляжа на B-52G/H. Нижняя поверхность планера чаще всего имела белую окраску для защиты от светового излучения при ядерном взрыве. У самолетов B-52 °F и D, начиная с войны во Вьетнаме, нижняя поверхность окрашивалась в черный цвет для уменьшения вероятности визуального обнаружения.

 

Система управления с механической проводкой. Система кондиционирования питается воздухом от компрессоров двигателей, агрегаты смонтированы в корпусе передней части фюзеляжа. Кислородная система с газификаторами и баллонами емкостью по 8 л. Установлен дополнительный источник постоянного тока, выпрямители, преобразователи и регуляторы, обеспечивающие подачу стабилизированного постоянного тока для КР. Имеется противообледенительная система.

 

Все варианты В-52 оснащены аналоговыми навигационно-бомбардировочными системами.

 

В-52 имеет одну из наиболее мощных бортовых систем радиоэлектронной борьбы, включающую аппаратуру дезинформирующих и шумовых помех, а также ИК ловушки и дипольные отражатели.

В ходе войны в зоне Персидского залива в 1991 году для нанесения бомбовых ударов по Ираку было задействовано 70 самолетов B-52G. Они выполнили 1624 вылета. Наиболее крупной операцией было первое применение крылатых ракет AGM-86 °C, снаряженных БЧ обычного типа.

 

К началу 1992 года на вооружении ВВС США оставалось 254 самолета В-52, потом 200, 100, 95. В августе 1993 г. на авиабазе Дэвис-Монтан (штат Аризона) началось уничтожение 350 машин согласно Договору по СНВ, подписанному с СССР. Специальная «гильотина» разрезает самолет на 5 частей.

 

Тактико-технические характеристики:

 

Тип двигателя:
ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-3

Размах крыла, м:
56,39

Длина самолета, м:
49,05

Высота самолета, м:
12,40

Площадь крыла, м2:
371,60

Масса пустого самолета, кг:
78600

Масса топлива, кг:
135820

Взлетная масса, кг:
221500

Максимальная тяга, кгс:
8×7710

Максимальная скорость, км/ч:
1013

Крейсерская скорость, км/ч:
819

Практический потолок, м:
16765

Практическая дальность, км:
16765

Боевой радиус действия, км:
7730

Длина разбега, м:
2900

Длина пробега, м:
1433–2500

Максимальная эксплуатационная перегрузка:
2,0

Экипаж, чел.:
6

 

SergTovar