Воюющие в Сирии Ми-28Н хуже иракских и алжирских Ми-28НЭ?


Вертолет Ми-28Н пролетает над авиабазой Хмеймим
Источник: YouTube

Боевое применение в районе Пальмиры российских Ми-28Н, по мнению военных экспертов, можно считать очень удачным. Однако действующие в Сирии вертолеты в настоящее время несколько уступают технике, которая идет на экспорт — в вооруженные силы Ирака и Алжира. Попробуем разобраться, почему так произошло.

С самого начала реализации проекта «ночной» модификации Ми-28 предусматривалось, что винтокрылая машина будет оборудована надвтулочной радиолокационной станцией. Однако в силу различных обстоятельств, создание такой РЛС было очень драматичным и затянулось на долгое время. Хотя, по мнению специалистов, такие радары — не прихоть авиаторов, а непременный атрибут современных ударных вертолетов. Можно вспомнить тот же американский АН-64D «Апач» «Лонгбоу».

Тем не менее, несмотря на некоторые неудачи, связанные с тем, что первоначальный разработчик РЛС, по сути, отказался от работы, эстафета была подхвачена новым коллективом.

Первый боевой вертолет Ми-28НЭ (бортовой номер «916»), построенный на АО «Роствертол» по контракту 2013 года для Алжира. Ростов-на-Дону, сентябрь 2015 годаИсточник: http://bmpd.livejournal.com/

В результате 9 лет назад начались испытания на реальном вертолете. Так появилось изделие Н025, которое может обнаруживать наземные, морские и воздушные цели, причем, на гораздо более удаленном расстоянии, чем американские «Апачи». РЛС способна выдавать целеуказания прицельным системам вертолета, а также работать в режиме картографирования земли. Очень важной возможностью считается обнаружение опасных объектов (таких как провода и опоры ЛЭП), других препятствий и различных метеообразований.

Расположение РЛС над втулкой несущего винта позволяет экипажу получать информацию, укрываясь за деревьями, зданиями и другими естественными объектами.

Благодаря Н025 возможности Ми-28Н могли бы значительно возрасти. Но, к сожалению, на серийных ударных вертолетах российских ВВС такую РЛС пока не увидеть, и в Сирии в боях участвуют первоначальные версии. Зато Н025Э есть на экспортных машинах, идущих в Ирак и Алжир.

Хочется надеяться, что в ближайшем будущем такие радары будут и на наших «летающих танках», причем, не только на новых, но и на тех, что уже эксплуатируются в войсках. Тем более, возможность установки РЛС на такие вертолеты также предусмотрена.

Роман Катков

Источник

SergTovar