России не получается отжать МЗКТ. Получится ли заменить минские шасси собственными?


ТЗМ 9Т250 на шасси МЗКТ 7930. 9 мая 2014 г.
Источник: http://www.com-drive.com/

Глава российского правительства потребовал лишить военных заказов Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Но это заявление скорее можно трактовать как психологический нажим на Минск.

Посещая «Мотовилихинские заводы» в Перми, Дмитрий Медведев предложил перенести производство специальных колесных шасси для российской военной техники с МЗКТ на Камский автозавод в связи с отказом белорусской стороны продать это свое предприятие россиянам.

Чуть ранее неназванный представитель дирекции концерна «Алмаз-Антей» — крупнейшего производителя зенитных ракетных систем (ЗРС) в России — сообщил московской газете «Известия» о намерении концерна полностью отказаться от продукции МЗКТ в пользу техники Брянского автомобильного завода (БАЗ).

И хотя официальной причиной отказа в этом случае был назван резкий рост числа внутренних и внешних заказов на ЗРС С-400 «Триумф», некоторые эксперты сделали вывод, что два таких заявления подряд выглядят как согласованная акция, направленная против белорусского предприятия.

Иные же наблюдатели отметили, что в конце 2015 года «Алмаз-Антей» стал собственником БАЗ, также выпускающего колесные шасси, и намерение перенести туда заказы с «чужого» МЗКТ вполне логично.

С-400 «Триумф» — единственная ЗРС, которая способна использовать ракеты нескольких типов. Пусковые установки (ПУ) тоже могут быть разными — самоходные на колесных шасси МЗКТ-7310/МАЗ-543М или буксируемые тягачами БАЗ-64022.

Использование разных типов пусковых устройств военные объясняют тем, что буксируемые проще и дешевле (немаловажная вещь для экспортных поставок), самоходные же обладают лучшей маневренностью и проходимостью по бездорожью (несомненный плюс в условиях России). Однако разнотипность колесной техники затрудняет и удорожает ее эксплуатацию. В концерне «Алмаз-Антей» намереваются устранить этот недостаток, сделав ставку на единый тип шасси — БА3-6909.

Отказ от шасси МЗКТ-7310/МАЗ-543М мотивируется также его устарелостью. Ведь родоначальника этого модельного ряда МАЗ-543 широкая публика впервые увидела еще на параде в Москве 7 ноября 1965 года.

Но с тем, что МАЗ-543 безоговорочно устарел, согласны далеко не все эксперты. Машина, постоянно совершенствуясь, до сих пор служит базой значительного числа разнообразных систем оружия. В их числе: ПУ, антенные посты и кабины управления С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумф»; ПУ 9А52 реактивной системы залпового огня (РСЗО) 9К58 «Смерч»; ПУ 3П51 мобильного берегового противокорабельного комплекса 4К51 «Рубеж»; машины артиллерийского комплекса А-222 «Берег»; ПУ крылатых ракет РК-55; транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур».

На этой же колесной базе сконструированы подвижные командные пункты (КП) и автомобили сопровождения подвижных грунтовых ракетных комплексов РС-12М «Тополь», КП зенитно-ракетной бригады «Байкал», значительное число машин подвижного тылового обеспечения.

Но даже если концерн «Алмаз-Антей» полностью заменит МЗКТ-7310/543М на БАЗ-6909 в составе С-400, то, как заявил тем же «Известиям» советник гендиректора МЗКТ Георгий Гриц, вряд ли российскому холдингу удастся в ближайшее время полностью отказаться от белорусской продукции.

Для новых ракет С-400 (40Н6Е, а также 9М96Е2 и 9М96Е) специально спроектирована пусковая установка 51П6Е на базе шасси МЗКТ-7930. Также на МЗКТ-7930 размещены входящие в состав С-400 РЛС дальнего обнаружения 91Н6Е, многофункциональные РЛС управления 92Н6Е, а также опционно придаваемые им всевысотная РЛС 96Л6Е и передвижная вышка 40В6М для антенного поста 92Н6Е.

Однако в холдинге «Алмаз-Антей» настаивают, что смогут полностью перейти на колесную базу российского производства. А ту часть линейки специальных колесных шасси, которую не сможет выпускать БАЗ, готов заместить своей продукцией КамАЗ. Правда, ему понадобится как минимум пять лет на разработку и постановку на вооружение таких машин. Вопрос также в том, будут ли у России (а значит и у БАЗа с КамАЗом) средства, чтобы сконструировать и довести до серии шасси, аналогичные машинам МЗКТ, создать мощности для их выпуска и освоить столь уникальные изделия в производстве.

С большой долей вероятности можно предположить, что при любом варианте развития событий в среднесрочной перспективе лишних денег в российском бюджете (даже на нужды ВПК) не будет. А следовательно, средства на разработку и организацию производства модельного ряда колесных шасси, аналогичных МЗКТ, вряд ли удастся изыскать. Ведь у российского ВПК есть и гораздо более насущные нужды. Например, замещение элементов вооружений, которые Украина отказалась поставлять России.

И еще: насколько вообще имеют смысл попытки заменить в российской армии продукцию МЗКТ, которая там чрезвычайно широко распространена? Первые версии уже упоминавшегося шасси МЗКТ-7930 (колесная формула 8×8) начали поставляться Министерству обороны России с середины 1990-х годов.

Помимо ПУ оперативно-тактического ракетного комплекса «Иcкандер», на МЗКТ-7930 монтируется транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) этого комплекса; боевая и транспортная машины РСЗО «Торнадо»; машина обеспечения боевого дежурства стратегических ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс»; ПУ и РЛС С-400; ПУ и ТЗМ противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бал-Э», «Бастион», «Клаб-М»; мостоукладчик ТММ-6 «Гусеница-2».

Столь широкое применение МЗКТ-7930 объясняется тем, что машина проектировалась специально для размещения оборудования этого массогабаритного класса. Это единственное шасси, способное предоставить разработчикам более восьми с половиной метров монтажной длины за кабиной. Это позволяет разработчикам надстроек чувствовать себя свободными в компоновке и устанавливать надстройки, которые попросту не поместились бы на другие машины.

Шасси МЗКТ-7930 адаптировано не только к габаритам, но и к массе оборудования данного класса. Грузоподъемность 22-24 тонны является для шасси штатной и не требует дополнительного усиления.

Для МЗКТ-7930 не требуется перепроектировать всю армейскую инфраструктуру с нуля и переучивать эксплуатирующий персонал — эту машину российские войска уже знают.

Показательна информация неназванного источника в Минобороны России, которую привело издание «Военно-промышленный курьер»: хотя КамАЗ ведет разработку перспективного шасси семейства «Платформа», комплексы «Искандер» будут по-прежнему монтироваться на шасси МЗКТ. Более того, по словам источника, рассматривается возможность расширения номенклатуры специализированных шасси, приобретаемых у МЗКТ.

На подходе к серийному производству первые образцы новейших подвижных грунтовых ракетных комплексов «Рубеж» (РС-26), в качестве носителя для которых выбрано шасси МЗКТ-79291 (12х12). 3 июля 2013 года оно впервые было представлено на параде в честь Дня Независимости в Минске. Есть все основания полагать, что это же шасси станет базой и для перспективной российской мобильной системы ПРО/ПВО С-500.

По мнению экспертов, одной из наиболее интересных разработок Минского завода колесных тягачей являются шасси МЗКТ-6922, имеющее не рамную, а корпусную (так называемую «вагонную») конструкцию. Это шасси, в частности, было использовано российскими разработчиками при создании новой модификации зенитного ракетного комплекса средней дальности «Бук» — «Бук-2М»/»Бук-2МЭ».

В общем, закономерно возникает вопрос: зачем в медиапространство вбрасывается информация, что российские военные скоро откажутся от колесных шасси и тягачей МЗКТ? Можно предположить, что мы имеем дело с очередным раундом информационного шантажа, имеющего цель понудить руководство Беларуси к продаже завода колесных тягачей на выгодных для России условиях.

Первый заход был предпринят в 2011 году, когда в российских СМИ прошла серия публикаций о том, что Минобороны России намерено вскоре отказаться от использования белорусских шасси в качестве носителей новейших вооружений. Сообщалось, что уже в 2014 году стратегические ракетные комплексы будут размещаться на шасси семейства «Платформа» Камского автозавода. В дальнейшем машины этого семейства должны будут поступить на вооружение всех видов и родов войск российской армии, а МЗКТ лишится ее заказов, утверждалось в публикациях.

Но 2014 год минул, ничего из предсказанного не сбылось, а попытки «отжать» нужный актив предпринимаются вновь и вновь. Причем каждая из них негативно сказывается на белорусско-российских отношениях.

Александр Алесин

Источник

SergTovar