Лёгкий универсальный вертолёт MBB Bo 105 » Неизвестная авиация

1f77811c438a08b63d2f7254d7ae534c


Небольшой, быстрый и надёжный «Модель Bo 105» стал одним из самых востребованных лёгких многоцелевых вертолётов. Высокую же маневренность машины обеспечила революционная схема несущего винта с бесшарнирным креплением самих лопастей. Серийное производство вертолётов данной модели было завершено в 2001 году.

В 1962 году западногерманская компания «Bölkow» решила выйти на рынок вертолётов, оптимизированных для корпоративных перевозок и использования в качестве авиатакси. Специалисты компании приступили к работе над новым вертолётом, основными особенностями которого должны были стать цельнометаллический фюзеляж типа полумонок, полозковое шасси, четырёхлопастный несущий винт с бесшарнирным креплением композитных лопастей и лёгкой втулкой из титанового сплава. Втулка должна была иметь только осевые шарниры с роликовыми подшипниками и торсионами из стальных полос.
Первый прототип был разрушен во время наземных испытаний, так что в воздух первым поднялся 16 февраля 1967 года уже второй из трёх построенных прототипов Bo 105. Результаты испытаний доработанного прототипа оказались весьма многообещающими, поэтому вертолёт был рекомендован к серийному производству. Первым в серию пошёл пятиместный Bo 105C с двумя ГТД Allison 250-C20 мощностью по 400 л.с. В 1975 году в производство пошёл в целом схожий вариант Bo 105CB, а за ним – немного удлинённый Bo 105CBC, рассчитанный на шесть человек. Для эксплуатации в горных районах и в жарких условиях компанией «Eurocopter Canada» был разработан вариант Bo 105LS, оснащённый более мощными двигателями Allison 250-C28C.

Bo 105 принят на вооружения ВМС ряда стран Латинской Америки в качестве вертолёта берегового или корабельного базирования. На фотографии – патрульный Bo 105СВ мексиканских ВМС, оснащённый поисковой РЛС и баллонетами на полозковом шасси.

Первым крупным заказчиком вертолётов стала авиация Сухопутных войск ФРГ, которая приобрела 100 Bo 105M в варианте разведывательного вертолёта (обозначение VBH – от Verbindungs und Beobachtungs Hubschrauber) и 212 противотанковых Bo 105P, получивших обозначение РАН-1. В 1980-х годах армейская авиация ФРГ располагала тремя полками, на вооружении которых стояли вертолёты CH-53G, Bo 105P и UH-1D, плюс имелся ещё один смешанный батальон, оснащённый вертолётами Bo 105P, Bo105M и UH-1D, а также 10 отдельных эскадрилий, подчинённых непосредственно командирам армейских дивизий и вооружённых вертолётами Bo 105M и Alouette.
Bo 105 оказался надёжным и неприхотливым в эксплуатации, но не мог эффективно эксплуатироваться в ночное время и почти не имел защиты от огня стрелкового оружия, что заставило европейские страны НАТО в конечном итоге приступить к программе разработки ударного вертолёта Tiger. Сегодня в Сухопутных войсках ФРГ остаётся около 100 многоцелевых и разведывательных Bo 105M-1M.

Экспорт

Bo 105 сопутствовал и хороший успех на мировом рынке – вертолёт использовался в качестве поисково-спасательного, многоцелевого, VIP-транспортного, лёгкого ударного, разведывательного и противотанкового. Лицензии на выпуск Bo 105 CB/CBS получили Филиппины, Индонезия (компания IPTN) и Испания (CASA), а Bo 105 LS выпускался по лицензии в Канаде.


 
На фотографии – вариант Bo 105D, сертифицированный в Великобритании для использования в прибрежных районах (полёты над морем) и в середине 1970-х – 1980-х годов обслуживающий британскую организацию службы маяков «Trinity House». На шасси видны баллонеты для посадки на воду.

В 1992 году вертолётные подразделения компаний MBB и «Aerospatiale» вошли в состав единой компании «Eurocopter», которая выпускала Bo 105 до 2001 года. В общей сложности было выпущено 1406 вертолётов – для 55 стран мира, а ряд конструктивных решений был позаимствован для других проектов «Eurocopter», таких как EC135 и EC145.

Немецкий противотанковый BO 105 PAH-1

В 1974-1975 годах Bo 105 был выбран армейской авиацией ФРГ в качестве основного лёгкого наблюдательно-разведывательного (Bo 105M) и противотанкового (Bo 105P). Работа над противотанковой модификацией, получившей в ФРГ обозначение PAH-1 (Panzer Abwehr Hubschrauber – противотанковый вертолёт), началась в 1977 году, в состав его бортового комплекса вооружения решили включить шесть ПТУР Euromissile HOT (крепятся по бокам фюзеляжа), которые могли поражать бронированные цели на дальности до 4000 м. Система управления – полуавтоматическая с инфракрасной аппаратурой сопровождения ракеты и передачей команд по проводам, прицел – дневной стабилизированный типа SFIM APX M397 (установлен над кабиной).


Bo 105LS был разработан для эксплуатации в горных районах и жарком климате, он прошёл сертификацию на осуществление взлёта/посадки на высотах до 6096 м. На фотографии – чилийский вертолёт в Андах.

Вертолёт PAH-1 оснащался двумя ГТД Allison 250-C20B, каждый из которых развивал максимальную взлётную мощность 420 л.с. Трансмиссия и несущий винт имели усиленную конструкцию, рулевой винт был модифицирован – разработчики повысили его эффективность.
Компания MBB собрала 22 PAH-1, первый из них поступил в эксплуатацию в конце 1991 года. В 1991 году на вооружение поступил и модернизированный PAH-1A1, имевший новые лопасти несущего винта и вооружённый модернизированными ПТУР HOT-2. В течение 1980-х годов три полка армейской авиации имели по одному приданному смешанному батальону, в составе которого находились противотанковые PAH-1 и невооружённые разведывательные Bo 105, а также многоцелевые UH-1D.
К началу 2013 года вертолёты PAH-1 в основном были заменены новейшими ударными вертолётами Tiger, причём с них снимали вооружение и оставлял на службе в качестве разведывательных под обозначением Bo 105P-1M.

SergTovar