Ка-27 — корабельный многоцелевой вертолёт

Ка-27 — корабельный многоцелевой вертолёт

В 1986 году произошло событие, потрясшее весь мир, — авария на Чернобыльской АЭС. Высочайший уровень радиации в эпицентре взрыва не допускал даже кратковременного пребывания там человека. Для понимания процессов, происходивших внутри реактора, необходимо было получить оттуда информацию. С этой целью изготовили устройство с датчиками, размещенными в длинной тонкой трубе, напоминавшей иглу. Для установки измерительного устройства в центре реактора выбор пал на вертолет Ка-27.

Корабельный вертолет «Ка-27» — видео

Высокая маневренность вертолета и высокоточный автопилот, способный долгое время удерживать Ка-27 в режиме висения над одной точкой и на постоянной высоте, отслеживая любые возмущения внеш-ней среды, позволили блестяще выполнить операцию «Игла».
Опыт эксплуатации Ка-25, разрабатывавшегося и доводившегося свыше десяти лет, показал, что за это время он безнадежно устарел, хотя на него возлагались большие надежды. Достаточно отметить, что Ка-25 с нагрузкой 600 кг мог осуществлять поиск подводных лодок в течение 1 часа 10 минут на удалении 50 км от авианесущего корабля, а требовалось по крайней мере в четыре раза больше.
Особенно недостатки Ка-25 проявились во время учений «Океан», проходивших в 1970 году. Проанализировав их результаты, командование ВМФ пришло к выводу, что для оснащения строившихся тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев» (проект 1143) необходим новый, более грузоподъемный и совершенный вертолет.
Разработка будущего Ка-27 началась в 1972 году иод видом модификации Ка-25, и машина получила обозначение Ка-252. При этом ставку сделали на перспективные газотурбинные двигатели, мощность которых более чем в два раза превосходила предшественников. При этом грузоподъемность вертолета возросла до 4000 кг, что позволило объединить в нем функции целеуказателя и ударной машины.

На борту Ка-252 разместили, в частности, пилотажный (ПКВ-27) и навигационный (НКВ-27) комплексы, позволяющие экипажу решать поставленные задачи во всех акваториях Мирового океана, в том числе обеспечивающего автоматический вывод вертолета в точку применения сбрасываемых средств поиска и поражения подводных лодок. Кроме этого, на борту расположили поисково-прицельную станцию «Осьминог» с ЦВМ, индикатор тактической обстановки, гидроакустическую станцию (ОГАС) «Рось-В», позволяющую в паре с бортовой РЛС обнаруживать субмарины в подводном и надводном положениях, определять их координаты и параметры движения, а также буксируемый на тросе аэромагнитометр, опускаемую гидроакустическую станцию ВГС-3 и радиогидроакустические буи. В итоге экипаж возрос до трех человек, хотя для решения некоторых задач бывает достаточно летчика и штурмана.
Для аварийной посадки на море по бокам фюзеляжа имеются надувные баллонеты, заполнение воздухом которых происходит за 5—б секунд, и, как показали испытания, на воде в нормальном положении вертолет держится некоторое время, а затем переворачивается. Но этого времени достаточно, чтобы экипаж покинул машину и воспользовался спасательными средствами.
Боевая нагрузка, размещаемая в торпедном отсеке, возросла до 800 кг. В ее состав входили три типа само-наводящихся торпед, включая АТ-1МВ, два типа ракет-торпед, включая АПР-2Э, бомбы ОМАБ и глубинные ПЛАБ 250-120.

Для защиты от самонаводящихся авиационных ракет с инфракрасными головками самонаведения на фюзеляже устанавливались кассеты УВ-26 для отстрела ложных целей. По оценкам специалистов, новый вертолет превзошел Ка-25ПЛ, в зависимости от решаемой задачи, в три-пять раз и за один вылет с помощью ОГАС может обследовать акваторию площадью до 1600 кв. м, а при использовании радиогидроакустических буев — 2000 кв. км.
Первый полет Ка-252 совершил в 1973 году под управлением летчика-испытателя ОКБ Е. Ларюшина.
Испытания показали, что характеристики устойчивости и управляемости вертолета позволяют выполнять полеты с ограниченных корабельных площадок при скоростях воздушного потока до 20 м/с, с боковой и килевой качкой до восьми и двух градусов соответственно.
Максимальный взлетный вес Ка-27 применительно к условиям стандартной атмосферы — 12 т. Но на Севере, похоже, летали и с перегрузом. Летчик Владимир Ким рассказывал, что в одном из полетов, когда он был вторым пилотом (помощником командира вертолета), отказал один из двигателей. А на одном вертолет с полной заправкой (полетный вес машины — 14 т) начал постепенно снижаться. Тогда в воздухе слили две тонны топлива, и лишь после этого машина вышла в горизонтальный полет.

Экспортный вариант Ка-27 получил обозначение Ка-28. Его поставки за рубеж начались в июне 1986 года, К 2001 году в Кумертау было построено свыше 30 вертолетов, в том числе для Китая (8 машин), Индии (13), Вьетнама (8), Сирии (2), Югославии (2) и Кубы (4) в противолодочном и поисково-спасательном вариантах.
Ка-27 оказался исключительно удачной и незаменимой машиной, поскольку спустя четверть века после начала экспортных поставок она все еще пользуется спросом. Так, в октябре 2009 года ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (Ку-мАПП), входящее в вертолетостроительный холдинг под управлением ОАО «Вертолеты России», изготовило первую партию из девяти заказанных противолодочных вертолетов Ка-28, укомплектованных высотными двигателями ТВЗ-117ВМАР увеличенной мощности на номинальном и крейсерском режимах, для ВМС Китайской Народной Республики.
В поисковом варианте вертолет оснащают радиогидроакустическими буями, в поисково-ударном — противолодочными авиабомбами и авиаторпедами, включая скоростные самонаводящиеся АПР-2Э «Орлан».
В 1998 году ВМС КНР приобрели пять противолодочных и три поисково-спасательных вертолета Ка-28, оснащенных новейшим на то время поисковым комплексом «Изумруд». Противолодочные варианты Ка-28 базировались на борту двух эсминцев типа «Современный», купленных в России, и боевых кораблей класса Luhai. Вертолеты могли также выдавать целеуказания сверхзвуковым противокорабельным ракетам SS-N-22 Sunburn, которыми вооружены эти корабли.

Тактико-технические характеристики Ка-27

Двигатели
ТВЗ-117ВК (ВМА)

Взлетная мощность
2×2200

Длина, м
12,25

Ширина, м
3,8

Высота, м
5,4

Диаметр несущего винта, м
15,9

Вес взлетный нормальный, кг
11000

Вес взлетный максимальный, кг
12000

Вес пустого, кг
7500

Вес боевой нагрузки, кг
1000

Вес перевозимого груза, кг
3000

Скорость максимальная, км/ч
270

Скорость крейсерская, км/ч
230

Дальность практическая, км
750

Экипаж, чел.
3

Источник

SergTovar