Армейский ударный вертолёт Ми-24 (ВМ, ПН, У, ДУ)

Армейский ударный вертолёт Ми-24 (ВМ, ПН, У, ДУ)

Армейский ударный вертолёт Ми-24ВМ стал последней модификацией боевой машины, которую впервые поднял в воздух в марте 1999 года экипаж летчика-испытателя на Ми-24В Г. Ананьева. Создавая эту машину, сотрудники МВЗ имени Миля впервые сделали попытку максимально приблизить ее к современным образцам зарубежных боевых машин. Для этого необходимо не только расширить состав его вооружения с использованием последних разработок промышленности, но и оснастить вертолет оборудованием для круглосуточного применения. Сразу следует уточнить, что речь идет не о строительстве новых машин, а о модернизации существующего парка.

Армейский ударный вертолёт Ми-24 — видео

А для этого прежде всего следует продлить жизненный цикл Ми-24. После восстановления планера модернизируются несущий и рулевой винты. И здесь не обошлось без опыта создания Ми-28. Старые металлические лопасти несущего винта заменяют стеклопластиковыми с улучшенными аэродинамическими характеристиками, достаточно отработанными на Ми-28. Вместе с ними на Ми-28ВМ перекочевала и эластомерная, не требующая смазки втулка несущего винта. И еще одно новшество — замена трехлопастного рулевого винта четырехлопастным Х-образным с Ми-28. Такая схема винта позволила одновременно повысить его эффективность и снизить уровень шума. По заявлению фирмы, лишь эти два мероприятия позволили облегчить машину на 300 кг и поднять статический потолок на 600 м.

Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона, При этом количество более совершенных ПТУР «Атака», устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним — шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения. Если расположение устанавливаемой прежде СОЭП- 1В «Липа» диктовалось условиями защиты от ракет «воздух — воздух» с инфракрасным наведением, то положение более совершенной станции «Мак-УФМ», расположенной на нижней поверхности хвостовой балки, продиктовано в первую очередь обеспечением защиты от ракет переносных зенитно-ракетных комплексов.

Вертолет круглосуточного применения Ми-24ПН
Так, в начале 2000 года появился вертолет Ми-24ПН с новой несущей системой, включающей втулку для стеклопластиковых лопастей и Х-образный рулевой винт от Ми-28, и двигателями ВК-2500. Шасси сделали неубирающимся, что упростило эксплуатацию вертолета. В отличие от предшественника, машину оснастили противотанковым ракетным комплексом 9К113Н с ночной обзорно-прицельной станцией 9С475Н «Радуга» интегрированной с инфракрасным пеленгатором «Зарево» (ранее именовавшимся «Ноктюрн-В») и лазерным дальномером, обеспечивающим круглосуточное применение ракет 9М120 и 9А-2200, в состав бортового радиоэлектронного комплекса ввели системы индикации и информации на базе многофункциональных жидкокристаллических цветных дисплеев, ЦВМ, спутниковую систему навигации и очки ночного видения. На укороченном крыле со встроенным устройством подъема грузов и новыми балочными держателями ДБЗ-УВ расположили многоместные пусковые установки АПУ-8/4-У для ракет комплексов «Штурм-ВМ» и «Атака».

При этом в арсенале машины сохранили неуправляемые авиационные ракеты и подвесные контейнеры УПК-23-250, но отказались от бомбового вооружения.
В 2004 году сообщалось, что испытания Ми-24ПН подтвердили возможность круглосуточного боевого применения всех штатных систем вооружения и пилотирования машины ночью на высотах 50—200 метров. Первые пять Ми-24ПН, доработанные в Ростове-на-Дону, в январе 2004 года поступили Центр боевого применения и переучивания летного состава в Торжке. Летом 2005 года они были продемонстрированы в подмосковном Монино, когда отмечали юбилей Военнотранспортной авиации. Ми-24П — поистине универсальная машина. Она способна не только высаживать десант и поддерживать огнем наземные войска, но и в поисково-спасательном варианте Ми-24ПС решать спасательные задачи и даже использоваться для борьбы с пожарами. Для этого достаточно укомплектовать ее соответствующим оборудованием.

Учебные и опытные модификации Ми-24
Первой учебной машиной стал Ми-24У, построенный в 1971 году на базе боевого «Крокодила». Как принято на учебных машинах, курсант размещался на месте летчика, а инструктор — в кресле оператора, при этом его рабочее место оснастили необходимым пилотажнонавигационным оборудованием и полноценным постом управления. С вертолета сняли пулеметное вооружение, оставив крыльевые подвески. Именно с этих «летающих парт» первые подготовленные пилоты пересаживались в боевые машины. В 1980 году поднялся в воздух еще один учебный вертолет — Ми-24ДУ с двойным управлением. На нем, как и на предшественнике, отсутствовал носовой пулемет. В 1975 году на облегченном варианте Ми-24 под обозначением А-10 экипаж Г. Расторгуевой установил ряд женских мировых рекордов скороподъемности, а спустя три года, 21 сентября, летчик-испытатель Г. Карапетян установил мировой рекорд скорости — 368,4 км/ч. Безусловно, мировые достижения свидетельствуют о возможностях машины, но они все же далеки от жизни.

В 1976 году на базе Ми-24 сделали летающую лабораторию для исследований фенестрона — рулевого винта в кольцевом канале. Однако это устройство, по мнению специалистов МВЗ имени Миля, оказалось менее эффективно по сравнению с классическим винтом для машин данной весовой категории. Примерно в то же время разрабатывались модификации вертолетов для ВМФ. Среди них проект вертолета корабельного базирования Ми-24М, построенный в единственном экземпляре, и минный тральщик Ми-24БМТ. В 1977 году появился Ми-24Р, а в 1989-м — Ми-24РА — радиационно-химические разведчики на базе Ми-24В, предназначенные для отбора проб как воздуха, так и грунта. Для последних целей на крыльевом пилоне устанавливался специальный экскаватор. Для корректировки артиллерийской стрельбы и фоторазведки в 1979 году построили Ми-24К, а спустя два года на базе боевой машины сделали летающую техникоэксплуатационную часть, позволяющую выполнять значительный объем ремонтных и регламентных работ в полевых условиях.

Ми-24РХР предназначался для радиохимической разведки. При этом демонтировали контейнеры ПТУР и на их месте разместили экскаваторы забора грунта. Участие этого вертолета в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС позволило надежно оценивать уровень заражения местности.
Экспортные варианты.
Поставки за рубеж начались с машины Ми-24А, причем в доработанном виде с хвостовым винтом, перенесенным на левую сторону хвостовой балки, и ПТУР «Фаланга». Затем последовали Ми-25 (Ми-24Д), Ми-35 (Ми-24В) и Ми-35П (Ми-24П). От советских машин они отличались составом вооружения и оборудования. Так, Индия в 1984 году для поддержки своих наземных войск приобрела сначала 40 Ми-25, сведенных в три эскадрильи, а затем еще 20 Ми-35.
Несмотря на солидный возраст, Ми-35 до сих пор представляет интерес для многих стран и поэтому постоянно совершенствуется, разрабатываются программы по модернизации вертолетов и повышению их ресурса.

Тактико-технические характеристики Ми-24

Экипаж, чел.
3

Скорость, км/ч
максимальная — 330
крейсерская 217—270

Максимальная скороподъемность, м/с
12,5

Потолок, м
статический — 1500
динамический — 5000

Дальность, км
перегоночная — 1000
действия (от нагрузки) 160—295

Масса, кг
максимальная взлетная — 11500
нормальная взлетная — 6200
пустого вертолета — 8500

Максимальная внешняя нагрузка, кг
2500

Максимальная боевая нагрузка, кг
2500

Число перевозимых людей, чел.
десантников — 8
раненых — 4

Габариты вертолета, м
диаметр несущего винта — 17,1
длина — 18,8
высота — 4,173

Двигатель
ТВД ТВЗ-117, 2 по 2200 л.с.

Вооружение
Встроенное пушечное: в зависимости от модификации
Число точек подвески: 6 (4)
Подвесное пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или
2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами.
Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
«Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

Источник

SergTovar